твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 8 Федерального закона "Об отходах производства и
потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ с 01.01.2019 года к полномочиям органов местного самоуправления
городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено также и организация
экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми
коммунальными отходами.
Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности,
здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных
ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции
граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического
просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе
администрация поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам
региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в
формировании экологической культуры, проводит месячники по благоустройству и санитарной очистке
территории, по пожарной безопасности.
На сайте администрации и информационных стендах на территории поселения размещается информация о
введении карантинных, пожароопасных и особых противопожарных периодов.
Памятки и информационные материалы по данному вопросу размещены в разделе Защита населения.
Информация об экологических сайтах
Ecocom — все об экологии
http://www.ecocommunity.ru/
FacePla.net — экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии
http://facepla.net/
Saveplanet.su – «Сохраним планету»
http://www.saveplanet.su/
Всемирный фонд дикой природы (WWF)
http://wwf.panda.org/
Гринпис России
http://www.greenpeace.org/russia/ru/
Министерство природных ресурсов России
http://www.mnr.gov.ru/
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.),
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»,
Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.),
Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.),
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и
нормативные акты субъектов РФ.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные
направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение
экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана
окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что
земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого
человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на
частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал
человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов
Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются
обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование
экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет
общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным
законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-
экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных
ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в
области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В Законе закрепляются следующие правовые положения:
·основы управления в области охраны окружающей среды;
·права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны
окружающей среды;
·экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
·нормирование в области охраны окружающей среды;
·оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
·требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
·зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
·государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
·контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
·научные исследования в области охраны окружающей среды;
·основы формирования экологической культуры;
·международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной
среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования
занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта
1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные
отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной,
бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и
источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены
нормы Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и
т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая
экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на
охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах
природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ,
Федеральный закон «О животном мире» и др.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ
Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление
Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ
Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области
науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках
своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами,
физическими и юридическими лицами.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические,
технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации,
уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не
рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством
РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и
публикации в газете «Российские вести».
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по
землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию —
Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по
окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого
разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных
ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ
(ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов
Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением
Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние
годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и
административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований
в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что
экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере
производства.